Газета,
22 августа 2002 г.
Григорий Ройтберг: "Семья должна тратить на медицинскую страховку 2 тысячи долларов в год" 682 просмотра
Президент компании «Медицина», заведующий кафедрой семейной медицины Российского государственного медицинского университета, доктор медицинских наук, профессор Григорий Ройтберг рассказал обозревателю "Газеты" Григорию Галицких о том, каким он видит будущее российской медицины и кто будет лечить россиян лет через десять.
— Как вы оцениваете сегодняшнее состояние российского здравоохранения?
— Самое слабое звено — отсутствие квалифицированной первичной медпомощи. Сейчас ее пытаются оказывать поликлиники, но в основном терапевты выполняют функции диспетчеров: они просто направляют пациентов к специалистам. Еще одна серьезная проблема: при том, что коек в московских больницах в 5 раз больше, чем в европейских, в больницу попасть трудно. Врачи часто отправляют людей в больницу для того, чтобы пациент не нес дополнительные немотивированные расходы. Но самая больная тема — отсутствие гарантий качественного лечения.
— Значит, пришло время реформ?
— Проекты реформирования здравоохранения принимались уже несколько раз с 1992 года. Но пока никаких серьезных подвижек со стороны государства нет. Сейчас опять создана авторитетная госкомиссия, которая готовит очередную концепцию. У меня такое впечатление, что сегодня государство не имеет четкой политики по этому вопросу: имеет место стихийное пожаротушение. Развитие здравоохранения, внедрение семейной медицины происходит не с помощью государства, а просто потому, что у нас сложилась достаточно революционная ситуация: народ и власть имущие не желают лечиться в районных поликлиниках, а врачи не могут работать в нынешних условиях. Например, в США более 85% медицинских услуг оказывается врачами общей практики, остальные — специализированными медцентрами и стационарами. В России все с точностью до наоборот, но и у нас со временем будет система, аналогичная американской и европейской. Кстати, это реально осуществить: есть кадры, школы, институты, оборудование ведущих клиник.
— То есть в России должен появиться домашний доктор?
— Да, место российских поликлиник должны занять семейные врачи. Замечу, что это не требует никаких финансовых вложений и может произойти довольно быстро, лет за 10. В США к врачам общей практики шли 20 лет, потому что у них подготовка была хуже, чем у нас сейчас. Самое сложное — изменить психологию врача. Но в России же были земские врачи, есть участковые. Удачные примеры такого перехода есть на территории бывшего СССР: Эстония, Киргизия, Узбекистан. Я думаю, что будущее российской медицины — это много-много семейных врачей: квалифицированных, с необходимым оборудованием, которые будут оказывать до 70% всей первичной помощи. Сейчас мы пытаемся создать поликлинику семейных врачей в системе обязательного медстрахования (ОМС).
— Пациенты захотят лечиться у семейного врача?
— Минимум половина населения предпочитает лечиться у семейных врачей: кто из любопытства, кто по убеждению. Здесь главное не испугать человека. Убедить, что доктор заинтересован в том, чтобы пациент был здоров. Так что надо только переломить психологию, консерватизм населения.
— Какие гарантии качества может дать институт семейных врачей?
— Во-первых, за все профессиональные ошибки отвечает лечебное учреждение. Мы, например, застраховали ответственность своих врачей на несколько десятков тысяч долларов. Во-вторых, мы вводим фондодержание — то есть врачу выделяется определенная сумма, часть которой он тратит на лечение своего пациента, а остаток является его зарплатой. Правда, у врача велик соблазн сэкономить на лечении, чтобы оставить себе больше денег. Но мы боремся с этим с помощью электронной системы. Есть единая база данных на наших пациентов и определенные стандарты (например, при пневмонии надо сделать анализ крови, мочи, рентгеноскопию и т.д.); если пациент не прошел требуемые обследования или лечение, его историю болезни нельзя закрыть. Нарушения караются очень жестко, ведь у нас клиенты «голосуют ногами»: перестанут верить — больше не придут. Другой соблазн — перерасход средств фонда в пользу друзей-коллег. Этот процесс контролирует специальный ревизор.
— Сколько России нужно семейных врачей, чтобы система заработала?
— Кадры — большая проблема. Семейный врач — это самородок, штучный товар: он должен много уметь, учиться, брать на себя огромную ответственность. Сейчас во многих вузах есть кафедры семейной медицины. Семейным врачам нужно много учиться: после института студенты должны пройти 2 года в клинической ординатуре, а терапевты — 6 месяцев специализации по семейной медицине. С одной стороны, врачей общей практики нужно очень много, с другой — они не очень востребованы. Небольшая часть устраивается в ведомственные лечебные учреждения или в страховые компании, а поликлиникам они не нужны.
— А страховщики не помогают?
— Кто сказал, что страховщики вообще нужны? В США до 50% медуслуг оказывается в системе, которая ничего общего со страховыми компаниями не имеет. Российские страховщики активно пропагандируют институт врачей общей практики, но никто из страховщиков, которых я знаю, не работает по стандартам. Они путают понятия 'семейный' и 'личный' врач. Личный — это подай, прими, пошел вон. Он просто сопровождает человека. И не владеет функциями семейного врача, не может исполнять его обязанности. Происходит подмена понятия, дискредитация профессии семейного врача. Одной таблички на двери мало. Сегодня ни в одной страховой компании нет настоящих семейных врачей. Это чистая профанация, которая не имеет ничего общего с сутью профессии.
— Но клиентов-то они вам приводят?
— Страховщики — скорее агенты, которые ищут клиентуру, что уже неплохо. Они привели 40-50% наших клиентов, в основном корпоративных, а самостоятельно к нам приходят как раз частные лица. К тому же мы всегда лечим человека просто за плату. Стоимости стандартного полиса ДМС и наших услуг сравнимы: это порядка 500 долларов в год. В страховке есть один минус — вас будут лечить только при страховом случае.
— Какой должна быть оптимальная сумма расходов на качественное лечение в России?
— В Европе семья из трех-четырех человек должна тратить минимум 2 тыс. долларов в год на медицинскую страховку. Это считается нормальным. Но за эти деньги вы не получите диспансеризации, наблюдения за пациентами, имеющими хронические заболевания, которые предоставляют в России. Аналогичная сумма должна расходоваться на медобслуживание и россиянами, если мы говорим о качественном лечении. Ведь стоимость лечения на 70% состоит из стоимости расходных материалов и препаратов. Просто мы привыкли к бесплатной медицине, и сейчас переход на оплачиваемые медуслуги идет очень болезненно. Но почему-то никто не удивляется, что ужин на двоих в среднем ресторане в Москве стоит 50-100 долларов.
Вся пресса за 22 августа 2002 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Реформа ОМС, Тенденции, Обязательное медицинское страхование, Добровольное медицинское страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
11 ноября 2024 г.
|
|
CNews.ru, 11 ноября 2024 г.
«Узбекинвест» в партнерстве с GlowByte разработал корпоративное хранилище данных с единой системой отчетности
|
|
Чеченская Республика сегодня, ИА (Чечня Сегодня), 11 ноября 2024 г.
Банк России: Жители Чечни стали чаще жаловаться на банки и реже – на страховые компании
|
|
Коммерсантъ-Екатеринбург, 11 ноября 2024 г.
Шестерых уральцев будут судить за мошенничество со страховкой на 4,4 млн рублей
|
|
Total.kz (Тотал Казахстан, ИА), Алматы, 11 ноября 2024 г.
В Минздраве исключили оформление лекарств на граждан, переехавших за границу
|
|
МК-Урал, Екатеринбург, 11 ноября 2024 г.
Шестерых свердловчан обвиняют в мошенничестве в сфере автострахования
|
|
Report.Az, Баку, 11 ноября 2024 г.
АБР увеличивает климатическое финансирование после предоставления США и Японией суверенных гарантий
|
|
ТурДом, 11 ноября 2024 г.
«Победе» запретили ставить автоматические галочки при продаже билетов онлайн
|
|
Казахстанский портал о страховании, 11 ноября 2024 г.
Страховщики предлагают меры по устранению пробелов в киберзащите для политиков ЕС
|
|
МК в Астрахани, 11 ноября 2024 г.
Роспотребнадзор по Астраханской области подал в суд на авиакомпанию «Победа»
|
10 ноября 2024 г.
|
|
НГС, Барнаул, 10 ноября 2024 г.
Сибирячка потребовала с больницы 10 миллионов рублей за неправильный диагноз
|
|
РБК (RBC.ru), 10 ноября 2024 г.
HFLabs завершил пилотный проект новой aCRM-системы
|
|
Конкурент, Владивосток, 10 ноября 2024 г.
Всем, у кого есть ОСАГО, готовят новые изменения – подробности
|
9 ноября 2024 г.
|
|
Наш дом Новосибирск, 9 ноября 2024 г.
Все что нужно знать о бесплатном туристическом страховании в Таиланде
|
|
Свободная пресса, ИД, Москва, 9 ноября 2024 г.
Михаил Матвеев: За гипс и роды у мигрантов бюджет заплатил уже десятки миллиардов
|
|
КурсивЪ, Астана, 9 ноября 2024 г.
Страховка от ненастья: как заработать на катастрофических облигациях
|
|
Российская газета онлайн, 9 ноября 2024 г.
Запчасти для авто начнут маркировать. Как это поможет бороться с контрафактом
|
|
Конкурент, Владивосток, 9 ноября 2024 г.
ОСАГО подъехала к «Госуслугам». Что ждет водителей
|
 Остальные материалы за 9 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|